Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 2024-05-04, 21:53:06

РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ
Город КАРАБАШ

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Закон и социальная жизнь христиан [3]
Исследуем писание [2]
Вопросы касающиеся священного писания и комментарии библии
Разное [5]
Здесь собраны статьи на разные темы имеющие отношение к христианству
Пятидесятничество [6]
Все о христианах веры евангельской
Проповеди [0]
Воскресные проповеди
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Христианская литература » Пятидесятничество

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА В УКРАИНЕ И РОССИИ XX ВЕКА
Первые вести о крещении Духом Святым проникли в Россию через Норвегию, Швецию, Финляндию в Прибалтику1. Это была самая первая волна, шедшая с севера. Пасторы евангельских христиан А. Иванов, Н. Смородин приняли учение о Крещении Духом Святым, а затем перекрещенные Андреем Уршаном, переехали в 1913 г. в С.-Петербург, где организовали общину "Евангельские христиане в духе апостолов". Потом расширили своё влияние в Новгородской, Витебской, Московской, Тверской и других губерниях, а также в Закавказье. К сожалению, это движение имело особенность, связанную с унитарианской концепцией познания Бога, принятую от последователей Ария (по нашему мнению это ни в коем случае не арианство, а скорее не менее старая "савелианская ересь" модализма - прим. создателей сайта), которые отрицали существование триединого Бога, а верили только в единого Иисуса Христа (в нём, по их мнению, воплощены и Отец, и Сын, и Дух Святой). В США это направление называют "Jesus Only" (только Иисус). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Духа Святого, они перекрещивали во имя Иисуса. Называли себя "христиане веры евангельской в духе апостольском". В народе их называли единственниками, а впоследствии они именовались в зависимости от фамилий их руководителей - смородинцами и колосковцами2.
Дальнейший импульс пятидесятнического движения шел из Польши. В 1910 г. в Польше маленькая группа немцев испытала самостоятельное пятидесятническое возрождение. Они распространила своё влияние во все концы Польши, даже организовала церковь в г. Малопольске около Австрии. В Польше был учрежден Союз Непоколебимых Христиан.
Наиболее крупными на территории бывшего СССР в 20 - 30-х годах являлись следующие пятидесятнические направления3: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ), Христиане Веры Евангельской (ХВЕ).
20-е годы. ХЕВ
Течение Христиан Евангельской Веры (пятидесятников - воронаевцев) берет своё начало из Одесской церкви ХЕВ. В августе 1921 г. в Одессу прибыл Иван Ефимович Воронаев вместе с Василием Романовичем Колтовичем.
И. Е. Воронаев (Никита Петрович Черкасов) родился в Оренбургской области. До 22 лет исповедовал православие. Во время воинской службы в Ташкенте в 1907 г. покаялся и стал членом баптистской Церкви. Вскоре И. Е. Воронаев стал способным проповедником, поглощённым миссионерской деятельностью среди русского народа. В 1912 г. ввиду угрозы смерти Воронаев со своей женой Екатериной и двумя маленькими детьми эмигрировал в США, прибыв в г. Сан-Франциско, штат Калифорния. Здесь он стал руководить маленькой русской церковью.
Через несколько лет его пригласили быть пастырем русско-баптистской Церкви в г. Сиэттле, штат Вашингтон. Здесь он познакомился с пастырем пятидесятнического движения Вильямом, который позже стал генеральным суперинтендантом "Ассамблеи Бога". Они установили дружественные отношения и Вильям делал всё возможное, чтобы объяснить Воронаеву учение о крещении Духом Святым, но тот не принял.
Через три года семья Воронаева переехала в Нью-Йорк. Здесь он встретился с гостеприимной семьёй Сириц, которые начали свидетельствовать и убеждать его в необходимости крещения Духом Святым. Сначала он сопротивлялся этому учению, но когда его дочь Вера получила крещение и заговорила на иных языках во время посещения пятидесятнической группы вместе со своей подругой Анной Сириц, Иван Ефимович почувствовал, что в этом переживании есть что-то важное. Воронаев заметил, что духовное крещение оказало положительное влияние на поведение дочери. Этот случай заставил его ещё раз серъезно задуматься и Воронаев начал усиленно изучать Писание и молиться о получении обетования Отца Небесного. Вскоре Господь наполнил его благодатью Духа Святого, и он заговорил на иных языках.
Воронаев был отличным проповедником, хорошим служителем и способным администратором. Он был хорошо известен среди русских баптистов. И то, что он стал пятидесятником, всколыхнуло многих. Баптисты говорили: "Это невозможно, чтобы такой интеллигентный и образованный человек мог опуститься до того, чтобы говорить и молиться на языках фанатиков". Весть о крещении Воронаева Духом Святым быстро распространилась, и старейшины баптистских Церквей были сильно обеспокоены, так как пятидесятники в то время считались фанатиками. Стало совершенно очевидным то, что Воронаев больше не мог быть пастырем баптистской Церкви. Он сложил свои полномочия и в 1919 г. организовал первую отдельную Церковь пятидесятников в Нью-Йорке. Воронаев взял в аренду зал пресвитерианской церкви "Эмман" на 6-ой улице, и к нему примкнуло 19 человек из баптистской церкви, где он ранее был пастором, а также другие крещенные Духом Святым, которые до того времени еще не были организованны.
Господь начал их благословлять - все новые и новые люди приходили на служения и получали крещение Духом Святым. В их числе было много эмигрантов: украинцев, русских и поляков.
Все эти события заставили многих баптистов более внимательно исследовать Писание. Воронаев не стеснялся дискутировать на тему крещения Духом Святым, ссылаясь на Писание. В результате таких встреч бльшое количество баптистов получали крещение Духом Святым со знамением иных языков.
В течение нескольких лет открылись пятидесятнические русские, украинские и польские церкви в Бостоне, Филадельфии, Джеси-сити, Скрентоне и во многих других районах вдоль восточного побережья США, а также в Канаде. И. Е. Воронаев радовался тому, что Бог делал среди славянских народов в Америке.
В 1919 г. был проведен съезд славян: русских, украинцев, поляков, на котором И. Е. Воронаев был избран председателем союза. Воронаев также редактировал пятидесятнический журнал.
Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам чудную весть о крещении Духом Святым.
Отправляясь на миссионерскую работу, Воронаев знал, что их ожидают большие трудности, связанные с экономическими и политическими событиями в России. Но Божье поручение вселяло в него веру, что Бог сохранит их.
После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики).
Отношение к протестантским церквям баптистов и евангельских христиан было лучшим (они не участвовали в военных действиях). Всероссийский союз евангельских христиан (руководитель И. С. Проханов) после революции насчитывал около 500 000 христиан.
15 июля 1920 года семьи Воронаева и Заплишных, а также В. Р. Колтович отплыли из Нью-Йорка. По пути в Россию они остановились в Болгарии и начали там проповедовать Божью истину. Огонь Пятидесятницы быстро распространился по стране и в течение одного года они организовали 18 церквей.
Во время поездки в Турцию, Воронаев познакомился с адвентистами седьмого дня, крещенными Духом Святым. Они перед причастием совершали омовение ног. От них он принял учение об омовении ног и в дальнейшем служении Воронаева эта доктрина получила свое дальнейшее развитие.
Семья Заплишных осталась трудиться в Болгарии, где за короткое время количество пятидесятников достигло 5 000 человек, а Воронаев отправился в Украину.
В августе 1921 года И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович прибыли в Одессу. Их очень радостно приняли одесские баптисты и евангельские христиане. И. Е. Воронаев начал проповедовать среди баптистов, но как только он начал говорить о крещении Духом Святым и говорении на иных языках, сразу встретил как положительную, так и сильную отрицательную реакцию. Баптисты стали называть его еретиком и фанатиком. Все братства были предупреждены, что И. Е. Воронаев насаждает культ и проповедует ересь.
Бог же продолжал благословлять его служение, и в городе Одессе очень быстро была основана пятидесятническая Церковь. 12 ноября 1921 г. в одном из зданий Сабанского переулка было официально проведено первое собрание ХЕВ.
В 1924 г. в городе Одессе И. Е. Воронаев созвал 1-й областной съезд ХЕВ, на котором был основан "Одесский областной союз Христиан Евангельской Веры". В Правление вошли: И. Е. Воронаев - председатель, В.С. Павлов4 - заместитель, В. Р. Колтович - казначей, М. Н. Кац - секретарь и И. Ф. Долженков - член Правления.
К 1924 г. воронаевские общины появились почти во всех областях Украины5, а также в Ташкенте, на Урале и даже в Сибири.
2 - 4 сентября 1925 г. по инициативе И. Е. Воронаева был созван 2-й Одесский областной съезд ХЕВ. На нем присутствовали 36 делегатов от 24 церквей и 17 гостей. Съезд принял резолюцию о Вероучении, о молитвенных собраниях сестер, о праздновании христианских праздников, об отношении к другим церквям, о браке и разводах, о рукоположении и другие вопросы. На следующий год было избрано Правление областного союза в составе: И. Е. Воронаев - председатель, В. С. Павлов - заместитель, В. Р. Киселев - казначей и И. Ф. Долженков, Ф. Н. Сокуренко, И. С. Ротарюк - члены правления.
Съезд одобрил предложение об реорганизации Одесского областного союза ХЕВ во Всеукраинский Союз ХЕВ. Вскоре с необходимыми документами Воронаев и Алексюк прибыли в Харьков, который был в то время столицей Украины. После рассмотрения документов последовало разрешение правительства на проведение в 1926 г. Всеукраинского съезда ХЕВ и был зарегистрирован Всеукраинский союз ХЕВ. В 1926 г. И. Е. Воронаев издает "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры".
В 1925 г. руководитель общества трезвенников И. Н. Колосков посетил Одесскую Церковь ХЕВ. Когда в 1926 г. И. Е. Воронаев и В. Р. Колтович посетили Москву, они предложили общине трезвенников проповедь о крещении Духом Святым. Результатом служения стало крещение почти всей общины Духом Святым.
1й Всеукраинский съезд состоялся в Одессе 21 - 23 сентября 1926 г. На этот съезд прибыли не только делегации из Украины, но и из многих общин Сибири, Кавказа, Урала, центральных районов России. Присутствовало 62 делегата, председательствовал И. Е. Воронаев. В отчетном докладе И. Е. Воронаева о проделанной за истекший год работе было отмечено, что Правление Союза, союзные благовестники и руководящие братья в общинах приложили много усилий для того, чтобы дело Божье шло успешно. На данный момент в Союз входило 250 общин, имеющих свыше 15 тысяч членов, а Одесская община увеличилась до 400 человек. Говорилось о большом пробуждении среди молокан и духоборов на Кавказе, а особенно в Крыму, где ревностно и плодотворно трудился союзный проповедник Г. И. Завальный. Значительный рост церквей наблюдался в Днепропетровской, Кировоградской, Херсонской, Николаевской, Каменец-Подольской и Винницкой областях. Церкви ХЕВ появлялись также на местах, где уже были общины евангельских христиан и баптистов.
На съезде И. Е. Воронаев совершил рукоположение духовных работников, среди которых были М. З. Быков, Н. В. Кузьменко, В. С. Павлов, Г.Г. Понурко, Д. И. Пономарчук, И. Н. Подлесный, М. В. Рюмшин. Председателем Всеукраинского союза ХЕВ избрали И. Е. Воронаева. В Правление Союза вошли: В. Р. Колтович (первый зам. председателя), М. А. Гальчук (второй зам. председателя), И. Н. Подлесный (секретарь), а также П. В. Кушнерева, В. С. Павлов и М. В. Рюмшин. На съезде был утвержден устав союза ХЕВ.
Для более планомерной работы все общины были поделены на 10 областных отделов, которые в свою очередь имели подотделы. Только на протяжении года после 1-го Всеукраинского съезда, было проведено 23 районных съезда6.
В мае 1927 г. братья Воронаев и Подлесный поехали в Москву для регистрации Всесоюзного союза ХЕВ. Братья посетили Московскую Церковь ХЕВ, которой руководил М. З. Быков, имели встречу с руководителями христиан в духе апостолов и вели переговоры с ними о возможности объединения в один Союз, но догматическое разногласие в вопросе о единстве Бога и его Триединстве оказалось препятствием непреодолимым.
7 - 12 октября 1927 г. состоялся 2-й Всеукраинский съезд ХЕВ, на который прибыли делегаты с Украины и, кроме того, присутствовали гости из Москвы, Урала, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.
Союзные проповедники рассказали съезду о своей работе, поделились успехами и поставили ряд вопросов, которые нуждались в решении. Было отмечено, что все еще остается острая нужда в организации по общинам курсов кройки и шитья, а также необходимо решить вопрос образования хоров, музыкальных кружков и оркестров. Съезд одобрил сообщение И. Е. Воронаева о том, что с целью евангелизации в Одессе открыты молитвенные дома в районе Привокзального рынка и на Таганке, где руководили братья Колтович и Рюмшин. На съезде, к сожалению, было отмечено, что не удалось получить разрешения на открытие Библейских и регентских курсов. На 2м Всеукраинском съезде в очередной раз возникла дискуссия об отношении к воинской повинности, и по этому вопросу была принята резолюция. Правление Союза ХЕВ было переизбрано в прежнем составе.
13 октября сразу же по завершении 2-го Всеукраинского съезда состоялся 1й Всесоюзный съезд Союза ХЕВ. На съезде присутствовало 53 делегата с правом решающего голоса. Съезд заслушал доклады проповедников и руководящих общин о духовном состоянии на местах. Докладывали представитель от Ташкентской общины Ф. А. Фалеев, представитель от Брянской губернии Я. С. Артюхов, представитель от Всеукраинского Союза ХЕВ В.С. Павлов, представитель от Кубанской области П.С. Белинский, представитель от Московской губернии А. Е. Фролов, представитель от АМССР Ф. С. Беспалова и другие.
В Правление Союза были избраны: И. Е. Воронаев - председатель, В. С. Павлов - заместитель, Г. Г. Понурко - секретарь и казначей, членами Правления - М. З. Быкова, Ф. А. Фалева, кандидатами - Д. И. Пономарчук, С. С. Клочков.
Фактическим заместителем И. Воронаева на протяжении всего его служения был В. Р. Колтович, в прошлом - проповедник баптистской общины. В. Р. Колтович приложил много стараний для создания многочисленной общины в Одессе7 и систематически ездил по другим городам и областям. К 1927 г. Одесская община насчитывала уже 500 членов, в Украине было более 350 церквей насчитывающих около 17 тысяч8 членов.
Когда пламя огня Духа Святого охватило всю Россию, начали сгущаться тучи. В 1929 г. было принято законодательство о свободе совести и религиозных объединениях, ограничивающее свободу совести. Правительство ограничило деятельность всех евангельских церквей.
20-е годы. ХВЕ
Движение Христиан Веры Евангельской в Украине распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920 г. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И. Черский, П. Ильчук, Т. Нагорный и А. Антонюк9 (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г. Кременце, руководил им И. Геррис. (В столице Литвы Вильнюсе, который в то время был также оккупирован польскими войсками, первая пятидесятническая церковь, кстати существующая и поныне, была создана в 1922 г. - примечание создателей сайта).
6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был организован Союз Евангельских христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Бергхольц. В 1929 г. на втором съезде вышеназванный союз был реорганизован в "Союз Христиан Веры Евангельской" с центром в г. Лодзи.
В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся Западноукраинский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквям и союзам в Восточной Европе, в чпстности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководил А. Бергхольц).
Шмидт организовал первую пятидесятническую библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г. школа, в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в т.ч. в Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно здесь произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину "Ассамблеи Божьей", в вероучении которой отсутствует учение об омовении ног.
Таким образом западная часть Украины и Беларуси пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии, учрежденной "Ассамблеей Божьей". С 1929 г. эта миссия стала издавать ежемесячный журнал "Примиритель", редактором которого был Г. Шмидт.
19 - 20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: "Союз Христиан Веры Евангельской в Польше". Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Бергхольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих.
С 1936 г. по инициативе руководства "Союза ХВЕ в Польше" в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал "Евангельский голос" (редактор М. Вербицкий). Журнал издавался до 1939 г. Накануне второй мировой войны секретарь "Союза ХВЕ в Польше" И. Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г. Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке "Христианский вестник".
30 -е годы. ХЕВ и ХВЕ
В 1930 г. И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.
Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В. Р. Колтович и Рюмшин из уз не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В 1960 году Воронаева эмигрировала в США, куда раньше уехали ее дети. Дочь Вера была похоронена в Украине.
В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий.
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем брат В. С. Павлов. Н. И. Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.
40-е годы. Епископальная Церковь ХЕВ
С 1942 г. ХЕВ и ХВЕ на Украине, насколько это было возможно, начали объединяться и стали называться "Епископальной церковью ХЕВ", а руководящий орган: "Епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине". Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались поддерживать общение.
С началом Второй мировой войны очень усугубилось положение в пятидесятнических общинах, где стало меньше братьев, которые, имея духовный и житейский опыт, держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали, что крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятнические церкви и группы. Многие негативные явления в общинах имели неуклонную тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г. Г. Понурко, один из немногих, кто остался нп свободе, видел, что оставлять жизнь церквей на самотек - это значит позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и единомышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской церкви ХЕВ Филипп Шокало, а затем Д. И. Пономарчук.
В 1942 г. в Пятихатках состоялся съезд, на котором присутствовали руководящие братья, проповедники и пресвитеры пятидесятнических общин. На этом съезде было провозглашено воссоздание союза ХЕВ в Украине и избран руководящий совет в следующем составе: Гаврил Понурко - председатель, Афанасий Бидаш - 1й заместитель, Дмитрий Пономарчук - 2й заместитель, Иван Поддубный - секретарь. Перед руководством союза были поставлены две главные задачи: организовать общины и группы в централизованное братство и повсеместно открыть молитвенные дома, вывести отдельные общины и группы из заблуждений и ересей. Также было принято решение об организации духовно - назидательных и воспитательных бесед в общинах, об открытии воскресных школ, организации кружков христианской молодежи, сестринских кружков и т.д.
В 1942 - 1943 г.г. деятельность союза ХЕВ была восстановлена. Для официального представительства у первого руководителя пятидесятнического братства возникла необходимость именоваться в таком сане, который был привычным для немецких властей. Это послужило причиной принятия решения о возведении Г. Г. Понурко в сан епископа.
К концу войны были рукоположены на епископское служение А. Бидаш и И. Пономарчук. Была проведена большая работа по объединению разрозненных после репрессий пятидесятнических церквей в один союз. В процессе подготовки к Всеукраинскому съезду были проведены окружные и областные съезды. Благодаря активной деятельности союза ХЕВ возникло много новых общин. Если в 1942 году было около 200 общин воронаевского направления с общей численностью 5000 человек11, то на протяжении только одного 1943 года было учреждено еще 152 общины, которые объединяли 6600 верующих12. В 1943 г. состоялся еще один съезд в г. Александрии Кировоградской области.
Пресвитеров, проповедников и верующих съезд призывал "проявлять со своей стороны пламенную любовь Христову во всех сферах жизни к братьям и сестрам других объединений христиан и усилить повседневные молитвы, чтобы Господь открыл им свое Слово о крещении Духом Святым"13.
Одновременно тревогу съезда пятидесятников Днепропетровской области14 вызвало то, что в первые годы войны активизировали свою деятельность смородинцы, которые в 1942 году создали свой центр: "Церковь Христа Спасителя".
Впоследствии, в результате деятельности епископов А. И. Бидаша, И. А. Левчука, К. С. Кружко и других, которые считали, что пятидесятников правильнее согласно Библии (Деян. 11:26; Фил. 1:27) именовать "христианами веры евангельской", среди верующих направления ХЕВ - ХВЕ утвердилось именно вышеприведенное название.
А. И. Бидаш при участии других руководителей составил вероучение Церкви: "Вероучение - основание Ефес. 2:20-21- Церкви Христиан Веры Евангельской, находящейся в СССР".
В 1944 г. состоялся еще один съезд руководящих братьев в г. Днепропетровске, где на то время уже проживал Понурко. Медленно, постепенно, несмотря на ужасающе неблагоприятные обстоятельства, братство пятидесятников крепло, набирало силу, сложилась система служителей, были приспособлены для богослужений или реконструированы молитвенные дома. Весной 1945 г. Понурко был вторично арестован и осужден. Оставшихся на свободе Д. И. Пономарчука и Н. В. Кузьменко пригласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я. И. Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).
В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный ВСЕХиБ. Разумеется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстановленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В ходе продолжительных бесед были выработаны вероучительные и организационные положения об объединении, которые носили предварительный, подготовительный характер.
В августе 1945 г. после длительных переговоров руководители ХЕВ А. И. Бидаш, Д. И. Пономарчук и ХВЕ И. К. Панько (Беларусь), С. И. Вашкевич подписали "Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз", так называемое Августовское соглашение. Официально в Августовском соглашении ЕХБ признавали исполнение силой свыше как со знамением иных языков, так и без знамения иных языков.
В результате, за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХиБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидесятничества таким образом думали обеспечить для церкви условия легального существования и возможности беспрепятственной проповеди крещения Духом Святым.
После подписания Августовского соглашения в церквях началась внутренняя борьба между пятидесятниками и баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Запрещалась общая молитва на языках с исполнением Духом Святым, упразднилось омовение ног. Понурко, Пономарчук, Бут и ряд других лидеров призывали к неукоснительному исполнению соглашения.
Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с пренебрежением истины, решали вопрос о выходе из объединения с ЕХБ, чтобы создать независимый союз Христиан Веры Евангельской. В Киеве под руководством Бидаша Афанасия Ивановича, братья Белых Виктор Иванович и Левчук Иван Антонович созвали совещание служителей, несогласных с Августовским соглашением, и пришли к общему согласию молиться о Божьем водительстве. Бог утешал предстоящим успехом, но предупредил, что прежде ожидают узы, во время которых Церковь Христова укрепится верой умножающихся узников, которые в страданиях будут защищать истину. Руководство Церкви, сохраняя вероучение и церковную особенность, было вынуждено добровольно обречь себя на гонения.
В 1948 году в г. Днепродзержинске состоялось второе расширенное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, вышедших из объединения ЕХБ. Было составлено заявление руководству ЕХБ и Советскому правительству, в котором, в частности, было сказано: "Мы, христиане Веры Евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ по нашему вероучению". В письме были изложены причины выхода из объединения.
В совещании принимали участие Бидаш Афанасий из г. Пятихатки, Шокало Филипп из г. Кривой Рог, Порфирий Ильчук из Ровенской области, Степан и Яков Федоровичи из г. Днепродзержинск, Цыганюк из г. Черновцы, Антон Никитчук из г. Здолбунов, Мисюра, Николай Дорунов из г. Днепродзержинска, Чухрий их Черновицкой области, Марин из России, а также Виктор Белых из г. Золотоноша, Иван Левчук из Киева и другие.
Сразу же по окончании съезда 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую тюрьму, а затем - в Киевскую. Арестованных особым совещанием осудили к разным срокам заключения, обвинив в антисоветской деятельности. В числе осужденных были также А. И. Бидаш, П. Ильчук, В. И. Белых, И. А. Левчук.
В 1949 году только в Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХиБ более 38% от общего числа тех, которые вступили в него в августе 1945 г. Начались сильные преследования пятидесятников, вышедших из объединения баптистов, многие руководители церквей и искренние христиане были брошены за тюремную решетку и колючую проволоку исправительно-трудовых лагерей строгого режима.
50-е годы. Союз ХВЕ
В 1955 - 56 г.г. вследствие положительных изменений в политике правительства СССР христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей, освободившихся из лагерей, продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири). Вернувшиеся на свободу служители начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов церкви. После двух лет интенсивной работы к июню 1956 г. был восстановлен руководящий центр в г. Пятихатки. К июлю 1956 г. было доработано "Краткое вероучение ХЕВ".
В 1956 г. А. И. Бидаш рукоположил в г. Инте на пресвитерское служение В. И. Белых. В этом же году Бидаш возвратился на Украину. Его здоровье было подорванным вследствие двух заключений, которые он отбыл, находясь в тюрьме и ссылке. В тюрьме А. И. Бидаш постоянно находился в камере для инвалидов, что очень отрицательно влияло на его здоровье.
В 1956 г. В. И. Белых вернулся на Украину, имея возможность свободно встречаться с руководством Церкви ХВЕ, епископами, служителями. Это был период, который позже назовут "оттепелью". После доклада Н. С. Хрущева "О перегибах в атеистической пропаганде" на XX съезде КПСС, отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость созыва братского съезда. В прцессе подготовки съезда руководители Церкви разъехались во многие области страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением.
15 - 20 августа 1956 г. в Харькове состоялся съезд служителей ХВЕ. На этом съезде было утверждено "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР", изданное Воронаевым и доработанное Бидашем и другими богословами. На съезде был провозглашен независимый нерегистрированный Союз Христиан Веры Евангельской. На съезде, где присутствовали представители многих областей страны, были намечены конкретные пути активизации деятельности союза ХВЕ, было принято специальное воззвание к верующим.
Обсудив благоприятные возможности развития Церкви, руководство Братства направило письмо руководству СССР с просьбой дать свободу пятидесятникам согласно вероучению ХВЕ. Власти предложили объединиться с баптистами в один союз.
На встрече с руководством ЕХБ Правление Союза ХВЕ не пришло к согласию с баптистами из-за отсутствия общего понимания в вопросах действия благодати Духа Святого (в частности, о пророчестве и т.д.). Участие во встрече принимали А. И. Бидаш, В. И. Белых, И. А. Левчук и другие руководящие братья.
Возник важный вопрос: как жить дальше? Дух Святой сказал: "Трудитесь - Я даю вам свободу". Правление братства продолжило свою работу. А. И. Бидаш и В. И. Белых проходили по городам и селам Украины, Молдовы, основывая новые церкви, излагая вероучение ХВЕ, рукополагая священнослужителей.
В конце 1956 года , согласно решения Совета Епископов, в Черновцах В. И. Белых рукоположили на епископское служение15. Через некоторое время на епископское служение рукоположили Ивана Антоновича Левчука, который на протяжении всей жизни был верным помощником В. И. Белых в его ответственном служении.
Во время заседаний Совета Епископов была утверждена структура руководства Братства. Руководящими органами союза Церквей ХВЕ стали Совет Епископов и Правление. Начальствующим епископом был избран А. И. Бидаш. Территория СССР была разделена на 38 духовных регионов. Отдельными регионами выступали Беларусь, Армения, Молдова, Красноярский край, Краснодарский край, области России и Украины. В каждом регионе правление Церкви ХВЕ создавало региональные правления, утверждало епископов, старших пресвитеров.
Заседания Совета Епископов проходили преимущественно в г. Пятихатки, где жил председатель Правления союза ХВЕ Афанасий Иванович Бидаш и его жена, Варвара Яковлевна, которая была верной помощницей в ответственном служении. Он, по свидетельству служителей, был очень мудрым и в то же время очень кротким человеком. На судьбу этого мужественного человека выпало пережить 20 лет уз во имя Христа. Во время заседаний Совета Епископов постоянно дополнялось и утверждалось вероучение ХВЕ.
В 1957 году КГБ начал предупреждать о возможных новых преследованиях. Власти говорили, что общины ХВЕ не могут быть зарегестрированы, и, таким образом, Церковь была поставлена вне закона. В справочниках и словарях пятидесятников называли психически больными людьми. "Иные языки" квалифицировались как изуверский обряд, приводящий к расстройству психики, которое наступает под действием "усиленных молитв".
В 60-х годах власти все-таки предложили регистрацию, но только тем общинам ХВЕ, которые откажутся от "изуверских обрядов". Была объявлена возможность автономной регистрации при городских и районных Советах народных депутатов. Началась усиленная работа КГБ, направленная на регистрацию всех поместных церквей ХВЕ. Начались деления в братстве. Некоторые церкви шли на компромисс с властями, другие продолжали бороться. Положение в братстве усложнилось. Много Церквей все-таки воспользовались возможностью иметь легальный статус и продолжали в особых условиях вести борьбу против вмешательства властей в дела церковного устройства.
В то время действовало законодательство "О религиозных объединениях", вышедшее в 1929 г. , которое запрещало благотворительность, молодежные служения, воспитание детей в Церкви, в воскресных школах. Проповедь Слова Божьего разрешалась только в рамках Молитвенных домов. Закон предусматривал образование специальных комиссий для надсмотра за религиозной деятельностью. Все это ущемляло свободу вероисповедания, и верующие не могли согласиться с таким положением.
Преследования, гонения, показательные суды, приписываемая Церкви антисоветская деятельность, штрафы, узы, ссылки, антирелигиозная пропаганда, сопровождаемая клеветой, были нацелены против нерегистрированного союза ХВЕ.
В 1957 г. в г. Пятихатки во время заседания Совета Епископов, когда дорабатывалось вероучение ХВЕ, сотрудники КГБ "переписали" священнослужителей и сурово предупредили Правление союза о возможном аресте руководства. В скором времени А. И. Бидаш и И. А. Левчук были репрессированы. В этот период В. И. Белых находился в Винницкой области и продолжал работу по устройству и объединению церквей области.
Осенью 1958 В. И. Белых был арестован и после суда в мае1959 г. был отправлен на Воркуту, а некоторое время спустя - в Мордовские лагеря.
60 - 70 - е годы. Союз ХВЕ и автономные церкви
В период, когда руководство союза ХВЕ находилось в тюрьмах, в ссылках, труд продолжали священнослужители, которые находились на свободе
К началу 1961 года свыше тысячи общин ХВЕ насчитывали более 200 тысяч верующих.
В 1968 году была разрешена автономная регистрация при условии отказа от "изуверских обрядов" (так именовали крещение Духом Святым со знамением иных языков). Началась снова внутренняя борьба в братстве. Некоторые продолжали бороться, другие сдавались на те условия, которые были предложены властями и это повлекло деление в союзе ХВЕ. В борьбе КГБ против союза ХВЕ применялись клевета, штрафы, суды. Церковь ХВЕ была как "прах всеми попираемый". Это была массированная атака, чтобы заставить Церковь отступить от своего вероучения и привлечь служителей к сотрудничеству с уполномоченными по делам религиозных культов и, таким образом, с КГБ. Цена легализации была слишком высока, и многие пятидесятники, как и другие деноминации, предпочли лучше страдать за Христа, за чистоту своих убеждений. Священнослужение в нерегистрированных церквях приравнивалось к тяжкому уголовному преступлению.
В 1969 г. были освобождены А. И. Бидаш, Е. С. Миронец, М. Ф. Гордиенко и другие ведущие братья. В. И. Белых должен был отбыть еще 5 лет ссылки в Красноярском крае.
В 1976 г. Белых, освободившись из ссылки, поселился в г. Дубоссары (Молдова) и продолжил труд в Правлении союза Церквей ХВЕ.
В конце 70-х годов в г. Таллинн началось сильное пробуждение, которое достигло многих церквей ХВЕ. Это движение было неоднозначно воспринято в руководстве союза ХВЕ, некоторые служители воспротивились. В своем большинстве руководство союза не могло согласится с этим мнением, признавая, что в этом, так называемом "таллинском движении", было действие благодати Божьей. Восприятие и оценка этого движения повлекла за собой дополнительные ответвления в братстве.
80 - 90 -е годы. ОЦ ХВЕ и Союз ХВЕП
До конца 80-х годов Церковь ХВЕ, несмотря на нелегальное положение, продолжала возрастать в Божьей благодати.
В 1986 г. по официальным государственным данным насчитывалось 843 пятидесятнических общины. Американская энциклопедия "The Encyclopedia of Religion" N.Y.., 1987) приводит данные о наличии в СССР 650 тыс. пятидесятников.
Конец 80-х годов характеризуется началом большой волны эмиграции из Советского Союза. Тысячи пятидесятников, эмигрировавших в Германию, создали Союз Церквей ХВЕ, возглавляемый Советом Епископов. Сотни тысяч пятидесятников из разных объединений, эмигрировав в США, объединились в Церкви служащих Богу по вероучению ХВЕ.
В конце 80-х годов, в период так называемой государственной перестройки, когда все шире и шире открывались ворота свободы для проповеди Евангелия, служители Церкви, находившиесяв составе ВСЕХБ заявили о своем выходе из союза христиан - баптистов и желании создать независимое объединение пятидесятников, крещенных Духом Святым.
Пришед
Категория: Пятидесятничество | Добавил: karabash-hve (2006-07-15) | Автор: Кирдин Юрий
Просмотров: 1954 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Чего не хватает на нашем сайте? (предложения ждем в одноименной теме на форуме)
Всего ответов: 67
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Мой попутчик
    Каталог сайтов. Банерная сеть. Каталог файлов. Услуги разработки веб сайтов и интернет-проектов любого уровня сложности.